Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
Версия для слабовидящих
19.10.2023
Десять вопросов об имущественных налогах: что нужно знать тулякам?

Десять вопросов об имущественных налогах: что нужно знать тулякам?

Жители Тульской области получают налоговые уведомления на уплату имущественных налогов физических лиц. Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области публикует подборку наиболее часто задаваемых вопросов налогоплательщиков и ответов на них.

Срок уплаты имущественных налогов физических лиц (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) — не позднее 1 декабря.

Вопрос 1: Что такое налоговое уведомление и как его исполнить?

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым не удержан НДФЛ) возложена на налоговые органы (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика» или Личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Также уведомление можно получить в отделениях МФЦ.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Вопрос 2: Способы оплаты налогов

Налогоплательщики - физические лица могут получать уведомления для уплаты налогов на имущество и НДФЛ, а также требования об уплате задолженности по налогам в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).

Пользователь Госуслуг сможет оплатить онлайн начисления по полученным документам. 

Также уплатить налоги можно:

  • в любом банке по УИН, штрихкоду, QR-коду или по бумажной квитанции;
  • в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС;
  • через сервис на сайте ФНС России «Уплата налогов и пошлин».

Вопрос 3: Изменилась ли форма налогового уведомления?  

В 2023 году налоговые уведомления для уплаты имущественных налогов направляются по обновленной форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.09.2022 № ЕД-7-21/866@, и включают сумму налога, подлежащую уплате, сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, сроке уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).

Вопрос 4: Какие основные изменения произошли в налогообложении по транспортному налогу в налоговом периоде 2022 года?

•        применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. за 2022 год, сформированный Минпромторгом России и размещенный на его официальном сайте (по сравнению с аналогичным Перечнем 2021 года для налогообложения с применением повышающего коэффициента использованы только позиции для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет руб., и средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет).

Таким образом, ранее применявшийся при расчете налога повышающий коэффициент 1.1 для легковых средней стоимостью от 3 млн. руб. не используется (основание – Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).

•        применены изменения в системе налоговых льгот в соответствии с Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон       № 343-ЗТО).

А именно, Закон № 343-ЗТО (в редакции Закона от 21.12.2022 № 129-ЗТО) дополнен статьей 8-1 «Льготы по налогу для отдельных категорий налогоплательщиков», действие которой распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговые периоды 2022 и 2023 годов.

Так, пунктом 1 статьи 8-1 Закона № 343-ЗТО определен перечень категорий физических лиц, освобождаемых от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства:

1) гражданин, призванный на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее - гражданин, призванный на военную службу по мобилизации), либо супруга (супруг) такого гражданина;

2) гражданин, заключивший контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и принимающий (принимавший) участие в специальной военной операции (далее - гражданин, заключивший контракт), либо супруга (супруг) такого гражданина;

3) один из родителей погибшего (умершего) в ходе участия в специальной военной операции гражданина, указанного в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и (или) не вступившая (не вступивший) в повторный брак вдова (вдовец) погибшего (умершего) в ходе участия в специальной военной операции гражданина, указанного в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

4) категории граждан, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 1 Закона Тульской области от 25 июля 2009 года № 1313-ЗТО «О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах), получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей».

Согласно положениям п.2 и п.3 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО при наличии у налогоплательщиков, указанных в п.1 настоящей статьи, права на получение налоговых льгот по нескольким основаниям, предусмотренным ст. 8 и ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, льгота предоставляется по одному основанию по их выбору.

При возникновении у налогоплательщиков права на налоговую льготу в течение налогового периода льгота предоставляется начиная с месяца, в котором возникло указанное право. В случае утраты налогоплательщиками права на налоговую льготу в течение налогового периода предоставление льготы прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено указанное право.

Если на налогоплательщика, указанного в п. 1 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, зарегистрированы два транспортных средства и более, налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства по выбору налогоплательщика.

В случае, если транспортные средства имеются одновременно у гражданина, призванного на военную службу по мобилизации (гражданина, заключившего контракт), и его супруги (супруга), налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства по одному основанию по их выбору.

Налоговые льготы предоставляются в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей, размещаемый на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Перечень легковых автомобилей).

В случае, если налогоплательщики, указанные в п.1 ст.8-1 Закона № 343-ЗТО, не представили в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или не сообщили об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в Перечень легковых автомобилей, с максимально исчисленной суммой налога. При наличии у налогоплательщиков права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию исходя из ее максимального размера.

С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).

Поскольку расчет транспортного налога проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на региональном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).

Вопрос 5: Какие основные изменения произошли в налогообложении по земельному налогу в налоговом периоде 2022 года?

  • на территории Тульской области применены результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области». С этими результатами можно ознакомиться, получив в МФЦ или на официальном сайте Росреестра выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований Тульской области по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
  • применен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога, рассчитываемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов       (п. 17 ст. 396 НК РФ).

Коэффициент 1,1 установлен Федеральным законом от 15.04.2019  № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и применяется для целей налогообложения начиная  с налогового периода 2018 года.

Целью введения такого коэффициента является недопущение резкого увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков, а также изменением налоговых ставок.

Применение указанного коэффициента ведет к поэтапному ежегодному увеличению до достижения полной суммы налога, исчисляемой в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Поскольку расчет земельного налога проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на муниципальном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).

Вопрос 6: Какие основные изменения произошли в налогообложении по налогу на имущество физических лиц в налоговом периоде 2022 года?

  • для расчета налога за налоговый период 2022 года на территории Тульской области применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» (с изменениями и дополнениями). С этими результатами можно ознакомиться, получив в МФЦ или на официальном сайте Росреестра выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/).
  • применен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога, рассчитываемого по кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов       (п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Коэффициент 1,1 установлен Федеральным законом от 15.04.2019  № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и применяется для целей налогообложения начиная  с налогового периода 2018 года.

Целью введения такого коэффициента является недопущение резкого увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также изменением налоговых ставок.

При этом применение указанного коэффициента ведет к поэтапному ежегодному увеличению до достижения полной суммы налога, исчисляемой в соответствии с п.1 ст.408 НК РФ, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Поскольку расчет налога на имущество физических лиц проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемых на муниципальном уровне, причины изменения величины налога в конкретной ситуации можно уточнить непосредственно в УФНС России по Тульской области или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800–222-22-22).

Вопрос 7.  Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении?

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) на территории Тульской области устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

- по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями);

- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения объектов недвижимости.  

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).  

Вопрос 8. Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении?

Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.

Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.

Транспортный налог

Освобождение от уплаты налога на территории Тульской области предусмотрено Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями) для определенных льготных категорий налогоплательщиков (например, инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).

С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

Земельный налог

Действует федеральный налоговый вычет, который уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Вычетом могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения земельных участков.

С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

Налог на имущество физлиц

Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Тульской области по месту нахождения налогооблагаемого имущества.

С информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn71/service/tax/), либо обратившись непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (КНД 1150063, приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Если ранее заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через «Личный кабинет налогоплательщика»; почтовым сообщением; путем личного обращения в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области; через отделения МФЦ.

Вопрос 9. Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация?

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

1) через «Личный кабинет налогоплательщика»;

2) посредством личного обращения в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления налоговый орган не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): пересмотрит ранее начисленную сумму налога, сформирует (при наличии оснований) новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит ответ на обращение налогоплательщика (разместит его в личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить непосредственно в УФНС России по Тульской области или в контакт-центре ФНС России: 8 800-222-22-22.  

Вопрос 10. Что делать, если налоговое уведомление не получено?

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

При этом налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:

1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика» и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в любой удобный по территориальному расположению операционный зал УФНС России по Тульской области либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления за истекший налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@).

На официальном сайте ФНС России размещена новая промостраница «Налоговые уведомления 2023 года» о налоговых уведомлениях, направленных физическим лицам в 2023 году. Она содержит разъяснения по типовым вопросам – жизненным ситуациям: что такое налоговое уведомление, как его получить и исполнить, основные изменения в налогообложении имущества физлиц по сравнению с прошлым годом, как узнать о налоговых ставках и льготах, указанных в уведомлении, как ими воспользоваться, что делать, если налоговое уведомление не получено.

 

 

Поделиться:
Дата создания: 19.10.2023 15:15
Дата последнего изменения: 28.11.2023 17:41