Новости Росреестра
Если в Едином государственном реестре недвижимости выявлено наличие сведений об объектах недвижимости, имеющих идентичные характеристики
В случае если существуют основания полагать, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) содержатся сведения об объектах недвижимости, имеющих идентичные характеристики (дублирование сведений об объектах недвижимости), необходимо обратиться с заявлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН или представить письменное обращение в орган регистрации прав.
При поступлении заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН или письменного обращения, органом регистрации прав будет осуществлен анализ документов, имеющихся в распоряжении такого органа. При недостаточности сведений в таких документах, необходимые документы орган регистрации прав запрашивает в органе технической инвентаризации, органе государственной власти или местного самоуправления самостоятельно. После поступления ответа на соответствующий запрос, органом регистрации прав будет рассмотрен вопрос о наличии, либо отсутствии дублирования сведений об объектах недвижимости в ЕГРН.
Росреестр принимает участие в работе над законопроектами, регулирующие вопросы правового статуса гаражных и гаражно-строительных кооперативов
Минэкономразвития разработало проект федерального закона о гаражах и порядке их приобретения (Проект). Основная цель Проекта – комплексное и системное регулирование вопросов правового статуса и деятельности гаражных и гаражно-строительных кооперативов, а также оформления прав на объекты гаражного назначения. Предполагается, что с принятием закона у граждан, не имеющих документы на гаражи, появится возможность оформить их в собственность и приобрести участок под ними.
Ранее ситуации, связанные со строительством гаражей и возникновением на них права собственности граждан, были урегулированы рядом законодательных актов, в том числе советского периода. В настоящее время законодательство не содержит отдельного специального нормативного правового акта, регламентирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов. Кроме того, в законодательстве отсутствуют определения понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».
По данным ФНС России в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержится информация о почти 37 тыс. юридических лицах, зарегистрированных в качестве гаражных (гаражно-строительных) кооперативов.
По данным Росреестра в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) учтены сведения об объектах гаражного назначения:
- с наименованием «здание», «сооружение» поставлено на государственный кадастровый учет более 3 млн объектов, права зарегистрированы на более 1,7 объектов;
- с наименованием «помещение» поставлено на государственный кадастровый учет 2,6 млн объектов, права зарегистрированы на 1,7 млн объектов;
- около 1,4 млн земельных участков, на которых расположены объекты гаражного назначения. Из них на более 1 млн земельных участков зарегистрированы права физических лиц, на 8,1 тыс. земельных участков – права юридических лиц.
По информации, представленной в Минэкономразвития органами государственной власти субъектов России, количество существующих, но не оформленных в установленном порядке объектов гаражного назначения значительно превышает количество таких объектов, учтенных в ЕГРН.
Органами власти субъектов Российской Федерации отмечается ряд проблем, связанных с оформлением объектов гаражного назначения:
- Трудности при регистрации права собственности членов гаражно-строительных кооперативов на объекты гаражного назначения и занимаемые ими земельные участки из-за отсутствия документов как о предоставлении земельных участков для строительства гаражей, так и на сами гаражи;
- Проблемы в сфере деятельности гаражно-строительных кооперативов, в том числе отсутствие механизма предоставления таким организациям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования;
- С точки зрения гражданского законодательства не определены собственники объектов гаражного назначения, в бюджеты различного уровня не поступают доходы в виде арендной платы, земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- Не установлены лица, ответственные за содержание и эксплуатацию гаражей, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности населения.
Законопроект предлагает определение таких понятий, как «индивидуальный гараж», «многоэтажный гараж», «гаражный бокс». Определяется также понятия «гаражный кооператив», а понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив предлагается считать равнозначными.
Законопроект предлагает определить понятие «некапитальный гараж». Это обеспечит возможность с учетом градостроительных норм предоставлять инвалидам вне очереди места для строительства гаража или стоянки для средств передвижения вблизи их места жительства (согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В настоящее время в таких ситуациях возникают трудности, связанные с формированием земельного участка для строительства гаража или стоянки на территории, занятой многоквартирными домами. Инвалид, желающий получить земельный участок для указанных целей, несет расходы за внесение изменений в утвержденные проекты планировки и межевания территории. В связи с этим Проектом предложено осуществлять размещение некапитальных гаражей на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Законопроект определяет механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса. Документ определяет также перечень документов, необходимых для приобретения гражданами, земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения.
Законопроект предлагает определить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены многоэтажные гаражи, а также особенности приобретения и использования имущества общего пользования гаражного назначения.
Законопроект размещен на портале проектов правовых актов. Внести законопроект в Правительство РФ планируется в мае 2019 года. Ожидаемый срок вступления закона в силу – 2020 год.
За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина
При обращении гражданина с заявлением о государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты которой установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Льготы при уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены статьей 333.35 НК РФ.
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.
Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Вышеназванным федеральным законом установлено, что в случае отсутствия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об уплате государственной пошлины по истечении 5 дней с даты подачи заявления и если документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, то орган регистрации обязан возвратить соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения.
Как предоставляются общедоступные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости?
Согласно положениям статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), сведения, содержащиеся Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи сведений, содержащихся в ЕГРН. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (далее — Порядок), а также формы запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН (далее — Запрос), утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968.
Формы документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН, утверждены приказами Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 и от 20.06.2016 №378.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона о регистрации, сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по Запросам любых лиц.
Обращаем внимание на то, что на основании одного запроса предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН.
На основании изложенного, для получения сведений, содержащихся в ЕГРН, необходимо подать запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях, форма которого утверждена Порядком, в виде выписки из ЕГРН об объекте недвижимости или в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРН осуществляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области (г. Тула, ул. Комсомольская д. 45).
За предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе об объектах недвижимости и (или) их правообладателях, взимается плата. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата установлен приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений.
Срок выполнения запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, не превышает трех рабочих дней.
Кроме того, интересующие сведения также доступны для просмотра на Официальном сайте с использованием сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и на публичной кадастровой карте.
Уточнять или не уточнять границы земельного участка?
Безусловно, очень важно знать, как проходят границы принадлежащего вам земельного участка, внесены ли данные сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
На сегодняшний день это очень важный аспект в земельных правоотношениях, несмотря на то, что законодательно не установлена обязанность, обеспечить до определенной даты внесение сведений о границах земельных участков в ЕГРН.
Местоположение границ земельного участка является одной из основных характеристик земельного участка.
Правообладатели земельных участков, границы которых не установлены, нередко сталкиваются с проблемами захвата их территории, что приводит к земельным спорам и длительным судебным разбирательствам. Вместе с тем в отношении собственников таких земельных участков могут быть наложены административные штрафы в связи с отсутствием документального подтверждения правомерности использования ими определенной территории.
Таким образом, внесение в ЕГРН сведений о границах земельного участка является гарантией прав собственников, минимизирует возникновение земельных споров, а также, позволяет полноценно распоряжаться своим имуществом.
Данная процедура носит заявительный характер, соответственно обязанность уточнения границ возложена на правообладателя земельного участка. Для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков правообладателям необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью подготовки межевого плана и представить его в орган регистрации прав.
Процесс межевания представляет собой комплекс работ, проводимых кадастровыми инженерами, по определению границ, а также точной площади земельных участков.
За внесение сведений о границах объекта недвижимости органом регистрации прав государственная пошлина не уплачивается.